Русский инженер И. В. Романов разработал в 1897 г. проект подвесной электрической монорельсовой дороги для движения поездов со скоростью до 200 верст в час. Опытный участок был построен в пригороде Петербурга, но проект скоростной дороги между двумя столицами осуществлен не был. В 1903 г. в России по инициативе государственного деятеля и изобретателя П. П. Шиловского, с участием видных российских ученых и инженеров Р. Н. Вульфа, А. М. Годыцкого-Цвирко, В. Н. Евреинова и Р. А. Лютера, которому нужны ручки с логотипом, был разработан проект гироскопической дороги, поезда которой должны были бы развивать скорость 200 верст в час. Гироскопическая транспортная система имела один ходовой рельс, а для удержания подвижного состава в равновесии на каждом локомотиве или вагоне предполагалось устанавливать массивный вращающийся маховик-гироскоп (гироскоп (от др.-греч. уйрос «круг» и сткогсьсо «смотрю»), — устройство, способное реагировать на изменение углов ориентации связанного с ним тела относительно инерциальной системы координат). Эта техническая идея (патент 1903 г.) была предложена изобретателем ирландского происхождения (жил и работал в Австралии и Великобритании) Луи Бреннаном (Brennan), который реализовал проект в виде опытного участка дороги в местечке Гиллингхэм (Gillingham), в графстве Кент, Англия в 1909 г. [рис. 2.3).
Проект гироскопической монорельсовой дороги П. П. Шиловский вместе с группой ученых, конструкторов и проектировщиков разрабатывал на протяжении нескольких лет. Можно только удивляться настойчивости и организаторским способностям автора проекта, который в 1919 г., в условиях гражданской войны, сумел организовать с помощью военного ведомства, строительство 12 км однорельсового пути между Петроградом и Гатчиной, а также разместил на заводах Петрограда заказы на подвижной состав. Военные министерства многих стран в тот период проявляли большой интерес к конструкциям легких железных дорог, в частности узкоколейных и монорельсовых, которые можно было бы быстро собирать и разбирать в полевых условиях из типовых элементов, создавая в прифронтовой полосе временные пути для подвоза людей, вооружения, провианта и т. п.