В 1960 году была пущена технологическая линия в Гонконге, в 80-е годы — налажено производство на Среднем Востоке, в Северной и Южной Америке. В 1975-м — открылся центр технологий художественных работ.

До сих пор основные производственные мощности компании «Бизацца» находятся в городе Алте, а художественная стеклодувная мастерская — в Венеции.

Вообще-то стеклянную мозаику производят во многих странах, в том числе во Франции, в Турции. И все-таки признанным лидером в этой области является Италия. А среди итальянских фабрик лучшей из лучших считается фабрика «Бизацца».

Почти все, кто имел дело с ее продукцией, отмечают превосходное качество материала, секрет изготовления которого известен только его создателям. Правда, производство такой качественной мозаики получается дорогостоящим. Ведь исходное сырье — мелкий, абсолютно белый кварцевый песок, который привозят с южного побережья Франции, — стоит недешево. Поэтому <бизацца> — один из самых дорогих облицовочных материалов. Например, простая мозаика «бизацца» (без добавок, о которых мы поговорим попозже) стоит 24$ за квадратный метр! Но знатоки утверждают, что она того стоит.

Добавлю, что «плиточки» мозаики «бизацца» имеют стандартные размеры — обычно 2 х 2 см, реже — 1 х 1 см и 5 х 5 см. А цветовая гамма больше, чем у других производителей стеклянной мозаики, — 62 цвета! Такая богатая палитра позволяет создавать из <бизацца> настоящие произведения искусства, потрясающие картины и панно.

Кроме обычной цветной стеклянной мозаики, компания «Бизацца» выпускает и эксклюзивную продукцию, которая является ее ноу-хау, — мозаику с добавлением искусственного авантюрина (коллекция «Небольшое приключение») и мозаику с золотой фольгой.

Как известно, авантюрин — полудрагоценный камень с мерцающими точечными вкраплениями. Для производства коллекции «Небольшое приключение» используется искусственный авантюрин. Процесс его производства очень сложен и даже при точнейшем соблюдении всех условий не всегда приносит желаемый результат. Это — дело случая. Поэтому коллекция и носит такое странное название. В смысле <повезет — не повезет>. Кстати, только семь из десяти циклов производства авантюрина удачные, а значит, получается много отходов. Отсюда и высокая цена коллекции «Небольшое приключение» — 146$ за квадратный метр.

Кстати, компания «Бизацца» приобрела секрет изготовления искусственного авантюрина у муранских мастеров — жителей небольшого островка Мурано, что в Венеции. Они были известны как прекрасные стеклодувы, владеющие тайнами стекла. Но только компании «Бизацца» удалось поставить производство искусственного авантюрина на поток. И по сей день «Бизацца» — единственный в мире производитель этого материала.

Происходит это таинство так. «Ингредиенты», необходимые для создания камня, которые являются секретом фирмы, помещают в большие баки. Потом в течение пяти дней сырье обжигают в печах до полного расплавления. В нужный момент в массу добавляют оксид меди. Проходит еще около двенадцати часов. Затем печь опечатывают и оставляют остывать на десять дней. И только после этого можно определить, получился или не получился авантюрин. Если все прошло удачно, готовый авантюрин (он выглядит как застывшая смола) растирают в порошок, вручную вмешивают в стеклянную массу и расплавляют. Готовый состав разливают по формам.

У фабрики «Бизацца» есть и другая оригинальная коллекция — «золотая». Эту мозаику от начала до конца делают вручную, прокладывая между двумя слоями стекла настоящую золотую фольгу 99-й пробы. Соответственно, цена получается немаленькой — 2$ за одну штучку. Но платить есть за что — «золотая» мозаика выглядит великолепно.

Впрочем, внешний вид внешним видом, однако давайте поговорим о свойствах стеклянной мозаики «бизацца». Ведь именно благодаря своим удивительным качествам — прочности, водонепроницаемости, жаростойкости, морозостойкости, устойчивости к воздействию солнечных лучей — «бизацца» покорила мир. Фактически она способна пережить любые невзгоды. Несмотря на то что мозаика «бизацца» сделана из стекла, она гораздо прочнее, чем обычное стекло. Ведь после того как расплавленное стекло для мозаики разливают в формы, его обжигают в печах.

«Бизацца» абсолютно водонепроницаема. Поэтому ею можно облицовывать ванные комнаты, бани, бассейны и другие влажные помещения. Для примера: самый низкий коэффициент водопоглощения (КВП), который имеет керамическая мозаика, — 1%. А КВП стеклянной мозаики — меньше 0,1%.

Стеклянная мозаика — жаропрочный материал, то есть прекрасно выдерживает температуру до +150°С. Вот почему им можно облицовывать камины и печи. Кстати, именно облицовка каминов мозаикой <бизацца> считается сейчас писком моды.

Еще одно замечательное качество «бизацца» — морозостойкость. Она способна выдержать любые непогоды и стужу до -30°С. Поэтому «бизацца» отлично подходит для облицовки фасадов.

Кроме того, специально для пола компания «Бизацца» выпускает другой вид мозаики — так называемую смальту. От обычной стеклянной мозаики смальта отличается особой прочностью. Стекло растирают в порошок, прессуют в форму мозаики, обжигают в печах и получают непрозрачный материал (в то время как обычная мозаика — прозрачная).

Смальту делают размером 1,2 х 1,2 см и толщиной 8 мм (толщина обычной мозаики — 4 мм). Главное достоинство — она отлично подходит для облицовки пола в помещениях с интенсивным движением: лестниц и лестничных площадок, холлов и коридоров. Хотя есть заказчики, которые хотят уложить на пол не смальту, а именно простую «бизацца». Как раз так, например, украшен пол в вестибюле обновленного московского кинотеатра «Стрела».

Кстати, об укладке. Как оказалось, мозаику выкладывают вовсе не поштучно, как я поначалу думала. Еще на фабрике ее приклеивают на плотную бумажную или сетчатую основу (матрицу) размером 322 х 322 мм. Такими листами она и поступает в продажу. Потом эту матрицу прикладывают к поверхности, обработанной клеем, той стороной, где нет бумаги. После этого бумажную основу удаляют, слегка увлажнив водой. То есть получается своеобразная «переводилка».

Но внимание: несмотря на кажущуюся простоту укладки, процесс облицовки довольно сложен. Эту кропотливую работу можно доверить только профессионалам! Обычный «плиточный» мастер не справится. Ведь нужно, чтобы все швы идеально совпадали, а расстояние между листами-матрицами было таким же, как и между самими <стекляшками>.

Клей — специальная цементно-латексная масса, которая хорошо держит стеклянную поверхность, — тоже наносится особым способом. Для этого необходим зубчатый шпатель, длина зубчиков которого не превышает 3,5 мм (для смальты — 7,5 мм). Тогда при укладке мозаики лишний клей не будет вылезать из швов. Все это нужно просчитать вплоть до миллиметра. В итоге мозаика должна составлять вместе с клеем ровную поверхность.

Зато ухаживать за мозаикой несложно. Ее можно мыть водой и практически любыми чистящими средствами, кроме абразивных.

До сих пор мы говорили в основном о технических характеристиках и свойствах мозаики <бизацца>. Но давайте обратим внимание на художественные возможности этого замечательного облицовочного материала. Существуют разные технологии создания мозаичного рисунка — от самых простых, геометрических, до очень сложных, компьютерных, позволяющих <нарисовать> даже репродукцию картины известного художника.

Геометрическая технология считается относительно легкой: при создании рисунка мозаику не нужно разрезать на более мелкие части. Композиции получаются путем простого подбора цветов. Затем мастер вручную выкладывает нужный орнамент на сетке-матрице. Поэтому, заказывая такую композицию, клиент может самостоятельно нарисовать сетку, обозначив цвета рисунка.

А вот более сложные работы выполняются на компьютере по запатентованной технологии «бизацца». Как это происходит? Рисунок, фотографию, картину сканируют, и программа разбивает изображение на клетки. Затем подбирается цветовая гамма с различными оттенками, в зависимости от сложности рисунка. Есть, конечно, и нюансы. Например, нужно учесть, с какого расстояния будет смотреться панно. Чем больше размеры будущего «рисунка», тем больше должно быть расстояние до него.

Вот так современные компьютерные технологии возвращают в нашу жизнь древнее искусство. Кстати, изображение в экранах телевизоров и мониторов — не что иное, как миллиарды мельчайших квадратиков. То есть — мозаика.