После завоевания Александром Македонским Египта, в нём стала править греческая династия Птолемеев со столицей в Александрии, в которой была создана знаменитая Александрийская библиотека. Греческие учёные, религиозные деятели и философы, вне всякого сомнения, общались с высокопоставленными египетскими жрецами, от которых они узнали содержание некоторых тайных знаний, приписы¬ваемых богу Тоту. Греки, как известно, были радикальными этноцентристами. Они переиначивали на свой язык имена чужеземных мыслителей и политических деятелей, а чужих богов — в эквивалентных своим. По¬этому они запросто заменили египетского Тота на своего Гермеса, сказал Новиков, которого интересуют знакомства в СПб. И они не просто переводили на греческий язык то, что предоставляли им египетские жрецы, и не только воспринимали это в «плавильном тигле» своего мировоззрения и религиозно-философских установок. Они, помимо этого, вносили в воспринимаемые и переводимые тексты не только терминологические, но и смысловые интерполяции. Э. Шюре пишет: «Греческая книга, известная под названием Гермеса-Трисмегиста, содержит лишь искажённые и, тем не менее, чрезвычайно интересные остатки древней теогонии, той fiat lux, откуда Моисей и Орфей получили первые лучи своей мудрости». Учение Гермеса Трисмегиста, как отмечает Вл. С. Соловьёв, «представляет своеобразное сочетание трёх элементов: египетского многобожия, иудейско — христианского монотеизма и греческого философского идеализма». Из греческой философии в этом учении более всего заметен неоплатонизм. Но можно указать и на четвёртый элемент — это Гностицизм. Кроме того, А. И. Сидоров отмечает, что в высоком герметизме «на-блюдаются две противоречивые тенденции: оптимистически-пантеистическая и пессимистически-гностическая». Первая обнаруживает себя в «Асклепии», вторая — в «Поймандре». Излагать здесь сколько- нибудь подробно суть учения Гермеса Трисмегиста нет возможности. Поэтому перейдём к рассмотрению его влияния на культуру эпохи Ренессанса и на философию и науку, в частности.